Человек с медвежьей головой (microft) wrote,
Человек с медвежьей головой
microft

Category:

Для тех, кто мечтает снять фильм

Кинофестиваль Sundance - (Санданс = Солнечный танец) в США - крупнейший фестиваль независимого кино организуется в США с 1978 года для поддержки малобюджетных кинопроизводителей, работающих независимо от всемогущей системы Голливуда. Первоначальный успех фестивалю принесло имя известного актера Роберта Редфорда. Роберт проживал в штате Юта, где организовался тогда смотр американского независимого кино, и был приглашен стать его председателем. Ассоциировавшись с именем Редфорда, мероприятие получило большую огласку. Сам Редфорд и придумал название фестивалю по имени своей любимой актерской роли Санданс Кид из кинофильма Butch Cassidy and the Sundance Kid.

Вторым фактором, способствовавшим успеху фестиваля, было перенесение его с сентября на январь. Хороший совет - сместить с конца лета на средину зимы - дал именитый голливудский режиссер Сидней Поллак, который разумно заметил, что проведение кинофестиваля в горнолыжный сезон, которым славится Юта и ее горнолыжный курорт Санданс, привлечет к нему больше внимания со стороны Голливуда.

Организатором фестиваля является Институт Санданс - некоммерческая организация, созданная актером, режиссером и продюсером Робертом Редфордом в 1981 году, которая ищет и помогает развиваться талантливым режиссерам, операторам, продюсерам, сценаристам, кинокомпозиторам, драматургам и театральным актерам со всего мира. Фестиваль Санданс дал толчок к мировой известности многим создателям кино. Среди них такие имена, как Кевин Смит, Роберт Родригес, Квентин Тарантино, Пол Томас Андерсон, Стивен Содерберг, Джеймс Ван и Джим Джармуш. Благодаря Санданс фестивалю вышли в широкий прокат такие фильмы, как El Mariachi ("Эль Мариачи", 1992) Родригеса, Saw ("Пила: Игра на выживание") Джеймса Вана, The Blair Witch Project. ("Ведьма из Блэр: Курсовая с того света", 1999) Clercs ("Клерки", 1992) Кевина Смита/

Истории, как безвестные кинолюбители получали высокую оценку у кинопрофессионалов и делали головокружительную карьеру в мировом кинематографе благодаря фестивалю Санданс будоражат воображение многих и многих доморощенных фанатов кино.

Наиболее примечательна история с Робертом Родригесом. Он родился и вырос в испаноязычной семье в городе Сан Антонио, штат Техас. Начал снимать свое кино с семи лет, с тех пор, как папа купил камеру и редчайшую по тем временам вещь - видеомагнитофон. Роберт снимал короткие фильмы с участием своих братьев и сестер, благо их было немало - всего 10 человек вместе с ним. Все они попеременно играли в роли актеров и съемочной группы. Эти ранние съемки сыграли ключевую роль в становлении Родригеса как режиссера.

Во время учебы в католической средней школе Св.Антонио Родригесу как-то поручили запечатлевать на видео школьные футбольные матчи. По свидетельству сестры, Родригеса вскоре устранили от этого дела за его чересчур кинематографичную манеру: он больше предпочитал снимать эмоции родителей на трибунах или завораживающий полет мяча в воздухе, чем саму игру. Поступив в Техасский университет, Роберт продолжал снимать короткометражки, сначала на видео, а потом и на 16-мм кинопленке.

Фильм El Mariachi (мариачи - так называют бродячих музыкантов в Мексике, зарабатывающих на жизнь игрой в барах) был снят в мексиканском, приграничном с США, городке Сьюдад Акунья, под впечатлением от кино Джона Ву. Фильм был полностью на испанском языке, в нем играют преимущественно актеры-любители, и весь бюджет его составил 7000 долларов. Фильм изначально предназначался исключительно для испаноязычного рынка домашнего видео. Родригесу и в голову не приходила мысль о прокате его в США.

Фильм страшно понравился на фестивале Санданс представителям Columbia Pictures, и они купили права на его американскую дистрибуцию. Изначальный фильм изрядно "подчистили", перевели на 35-миллиметровую пленку, запустили мощную маркетинговую и дистрибуционную программу, на что ушли сотни тысяч долларов, но в прокат он вышел под девизом "фильм, сделанный за 7000$".

Позже Родригес описал свой опыт любительского кино в книге Rebel Without a Crew ("Бунтовщик без команды", 1995) с подзаголовком "или Как 23-летний режиссер с 7000$ стал голливудской именитостью". Книга и фильм вдохновили тысячи и тысячи независимых кинопродюсеров по всему миру, побудили браться за камеры и снимать малобюджетное кино, породили целое движение независимого кино в 1990-х гг. Очень многие осознали, что при неимении больших денег, но имея талант и много трудясь, вполне возможно создать успешный и популярный фильм.

Другой яркий пример - The Blair Witch Project. ("Ведьма из Блэр: Курсовая с того света", 1999). Фильм снят любительскими камерами как документальная лента. В фильме, бюджет которого составил 25 тысяч долларов, отсутствуют спецэффекты, сцены насилия, музыкальное сопровождение. Это история о трёх студентах киноотделения колледжа, которые заблудились и бесследно исчезли в лесах штата Мэрилэнд, снимая свой курсовой проект о местной легенде — ведьме из Блэр.

После премьерного показа на Санданс фестивале в январе 1999 г. фильм купила за 1,1 млн. долларов кинокомпания Artisan Entertainment и в июле этого же года запустила его в прокат. Рекламные ролики, постеры и прочие рекламные материалы были сделаны таким образом, чтобы подчеркнуть, что история, рассказанная в фильме, произошла в действительности. Было объявлено, что в лесах штата Мэрилэнд обнаружена плёнка, отснятая пропавшими студентами, из которой и смонтирован фильм. Кроме этого, была снята псевдодокументальная лента «Проклятье ведьмы из Блэр» (англ. Curse of the Blair Witch), состоящая из «интервью» с друзьями и родственниками пропавших студентов, экспертами в области паранормальных явлений, представителями полиции. На сайте IMDb.com исполнители главных ролей были помечены, как «пропавшие без вести, предположительно мертвы».

Фильм попал в книгу рекордов Гиннеса как художественный фильм, принесший максимальный доход в расчете на вложенные средства. При бюджете в 22 тысячи долларов лента собрала в мировом прокате 240 миллионов долларов, то есть окупила свой бюджет примерно в 10900 раз.

За время своего существования фестиваль превратился из узкопрофильного мероприятия для малобюджетных независимых киносоздателей в модную тусовку голливудских кинозвезд, кинопродюсеров, папарацци и производителей товаров роскоши, выступающих в качестве спонсоров, дарящих призы победителям и участникам. В последние годы организаторы фестиваля пытаются дистанцироваться от этой посторонней мишуры, вернувшись на круги своя, но это им мало удается. Санданс фестиваль - одно из немногих мест на планете, где творчество встречается с успехом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments